Типовые функции и задачи методической работы в школе
Функции методической работы по связи с «внешней средой», т.е. ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту;
v Осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника(результатом осуществления этой функции должно стать точное и творческое понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);
v Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоемкости, обогащение педагогической культуры учителя;
v Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);
v Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом решения этой задачи методической работы является обогащение общей копилки прогрессивного опыта, а в ряде случаев – и расширение существующих научных взглядов и представлений);
v Залогом успешной реализации данной функции, ухода от формализма в ее осуществлении явится сознательное подчинение этих задач решению главных задач методической работы – помощи учителю, росту его мастерства, профессиональной компетентности.
Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы.
v Консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
vРазвитие организационной культуры школы, выработка единого педагогического кредо, общих позиций, ценностей, традиций, ритуалов и т.п.
vАнализ образовательного процесса в школе и его результатов – изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;
vПредупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;
vВыявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;
vПредупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;
vСтимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;
vПриобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.
Решение задач данной группы имеет выход на главное в методической работе школы – оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства кадров.
Функции методической работы по отношению к конкретному учитлю, классному руководителю, воспитателю.
vСовершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в ввиду знания, различные по содержанию – предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и др.);
vРазвитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
vРазвитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
vРазвитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
vРазвитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
vРазвитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны и т.д.);
vРазвитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
vРазвитие готовности к профессиональному совершенствованию, работе с собой.
Типовые функции методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом конкретных обстоятельств образовательного учреждения.