Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Рекомендации педагогам

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аналитический отчет

руководителя методического объединения учителей_________

(ФИО полностью )_________________________________________

за период работы с ___________________________по___________.

 

1. Количественно качественный анализ кадрового состава методического объединения

2. Структура методического объединения (входящие в его состав секции, группы, лаборатории)

3. Реализация методической темы (что способствовало положительному решению задач; причины, препятствующие работе)

4. Планирование работы (на основании чего?). Какие были выбраны формы и виды деятельности. Вопросы, выносимые на обсуждение.

5. Характеристика результатов учебной деятельности (итоги участия школьников в олимпиадах, предметных конкурсах, НПК и т. п.)

6. Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей в рамках методического объединения (наставничество, аттестация, проведение мастер-класса, выступления на методических мероприятиях учреждения образования, участие педагогов в освоении и внедрении педагогических новшеств).

7. Инновационная деятельность членов методического объединения. Проведение исследовательско – экспериментальной работы (при наличии в школе экспериментальной площадки).

8. Изучение, обобщение и использование педагогического опыта коллег.

9. Система контроля за учебно – воспитательным процессом в рамках методического объединения (участие в аттестации, контроль за соблюдением единого речевого режима при ведении школьной документации, посещение уроков и внеклассных мероприятий).

10. Самообразование педагогов (краткое изложение результатов работы, используя примерные памятки, которые показаны в приложении).

11. Внеклассная работа (краткий анализ посещенных мероприятий, выводы).

12. Сотрудничество с другими подсистемами школы (библиотека, методический кабинет, социальная и психологическая служба, творческие группы, школы педагогического мастерства и др.)

13. Выводы о деятельности методического объединения и предложения по совершенствованию деятельности методической службы общеобразовательного учреждения (неиспользованный потенциал возможностей методического объединения, факторы, препятствующие его развитию).

Таким образом, анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом сформулированные окончательные выво­ды, которые подтверждены объективными данными, намечают дальнейшие пути совершенствования и развития педагогических кадров.



"Человек перестает мыслить, когда перестает учиться"
Л.Толстой.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
В.И. Зверева

Рекомендации по изучению и обобщения педагогического опыта

В современной системе повышения квалификации в рамках общеобразовательного учреждения важная роль принадлежит формированию, изучению и обобщению педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это эффективный путь достижения высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Технология изучения и обобщения ППО включает в себя следующие этапы: изучение администрацией содержания, методики, условий, процессов, качества и результатов работы учителя; со стороны учителя - самоанализ, самообследование своей педагогической деятельности. В основу изучения и обобщения ППО может быть положен следующий алгоритм:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, теоретической базы опыта.

2. Аргументация актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

3. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.

4. Подготовка субъекта и объекта к изучению опыта.

5. Непосредственное изучение опыта: а) деятельность учителя: общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи; подходы к содержанию обучения; управление процессом усвоения учащимися знаний, умений, навыков; организация учебных ситуаций; алгоритм действий в решении педагогических задач; владение различными типами педагогической мыследеятелъности (методической, диагностической, проектировочной, коррекционной); развитие соответствующих личностных качеств учащихся; учет внешних и внутренних условий, в которых происходит обучение; средства, разработанные автором опыта; материальная оснащенность занятий; ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты; пути разрешения конфликтов; б) деятельность учащихся: мотивация учебной деятельности; самостоятельность мнения; умения и навыки самостоятельного усвоения и применения знаний; коммуникабельность; наличие моральных качеств в учебно-познавательной деятельности.

6. Первый этап обработки материалов.

7. Анализ и обобщение, выявление главного, особенного, общего и единичного в опыте.

8.Описание опыта.

9. Оформление материалов.

Анализ и обобщение должны проводиться руководителем совместно с учителем. Для этого руководителю необходимо разработать памятку для совместной работы с учителем.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


СЕРИЯ КНИГ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН"


Представленные в квалификационную комиссию материалы по описа¬нию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) выс¬шей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель- методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обоб¬щенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результатив¬ности опыта при решении педагогических задач.
Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной дея-тельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой обра-зовательной практике.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной обра-зовательной ситуации.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, ак¬цент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обу-чающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основ¬ных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм дея¬тельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента си¬стемы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемствен¬ность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных приме¬ров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффек-тивность и результативность данного опыта.

3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельно¬сти других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, меро-приятий.
Приложение 2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и
т.д.
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогиче¬ской деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество стра¬ниц в приложении - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт - Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2; текст печатается без со¬кращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформля¬ются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].
Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержден¬ной постановлением Президиума Государственного высшего аттестацион¬ного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редак¬ции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4) http://vak.org.by/.
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист - титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.



Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).

4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии:atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или МОИРО).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или МОИРО за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или МОИРО).



Основание

Категория, на которую

 претендует

аттестуемый

Образец

п.18 Инструкции

1

соответствие полученного образования квалификационным требованиям (наименование учебного заведения, год его окончания, специальность и квалификация по диплому)

все категории

высшее

2

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации (название программы, время прохождения, № свидетельства)

все категории

 курсовая подготовка

3

наличие стажа работы (кроме случаев, предусмотренных пунктами 20 и 20' Инструкции)

вторая

стаж работы в должности учителя  два года

первая, высшая,

«учитель-методист»

вторая квалификационная категория в должности учителя присвоена  29.10.2013, приказ №124-к

п. 19 Инструкции

4

с учётом стажа работы на должности, по которой педагог проходит аттестацию

все категории

п.18, ч.1 п.19 Инструкции

мастера производственного обучения (см. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», с. 36-37)

все категории

п.18, ч.2 п.19 Инструкции

при наличии диплом с отличием, диплома магистра или диплома исследователя

вторая

п.18, ч.3 п.19 Инструкции

при переходе с должности профессорско-преподавательского состава

вторая

п.18, ч.4 п.19 Инструкции

первая

п.18, ч.5 п.19 Инструкции

лица, которым присуждена учёная степень и (или) присвоено учёное звание

первая, высшая

п.18, ч.6 п.19 Инструкции

п.20, 20', 30 Инструкции

 

 

 

без учёта стажа работы на должности, по которой педагог проходит аттестацию (присвоение той же квалификационной категории в другой должности)

все категории

п.18, п.20 Инструкции

без учёта присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должности, по которой педагог проходит аттестацию (в исключительных случаях, по ходатайству руководителя УО)

первая

п.18, п.20' Инструкции;

согласие начальника управления образования областного исполнительного комитета

высшая

п.18, п.20' Инструкции;

согласие Министра образования Республики Беларусь

при наличии условий для освобождения от сдачи квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории

высшая

п.18, п.30 Инструкции

 Примечания:

  1. Заявление в аттестационную комиссию УО (отдела, управления) пишется от руки.

  2. Заявление на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» подаётся в аттестационную комиссию отдела, управления (п.15 Инструкции).

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

6. На свободное выражение своего мнения.

7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

8. На моральное и материальное поощрение своего труда.

9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.

10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.

11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы

12. На неприкосновенность личной собственности.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

 

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.

9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.

11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).

12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.

13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.

14.  Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.

15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.

 _______________________________________________________________________________

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Цель: Совершенствование системы работы школы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося


Приоритетная задача: развитие творческой индивидуальности ребенка, предоставление всем учащимся возможностей раскрыть свои таланты в различных направлениях..

Задачи:

    1. Совершенствовать формы и методы работы по целенаправленному выявлению и развитию одаренных детей.

 

    1. Создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития учащихся.
    2.  
    3. Стимулировать творческую деятельность учащихся.

 

    1. Разработать и поэтапно внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
    2.  
    3. Обеспечить образовательную подготовку учащихся.

 

  1. Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской работы и поисковой деятельности.




1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Оправдали ли себя приемы и методы учителя и учащиеся, если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
9. Что способствовало развитию познавательных способно¬стей учащихся?
10. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
12. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пу¬ти их устранения.
13. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
14. Оценка результативности урока.
15. Самооценка урока учителем.
16. Пути совершенствования урока.



1. Визитка автора - образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональное кредо, цели и задачи педагогической деятельности.

2. Нормативная правовая и регулирующая база деятельности педагога - положения государственных нормативных правовых и локальных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы.

3. Организационно-педагогическая деятельность и результативность - организация образовательного процесса, внеклассная и внеурочная деятельность педагога, реализация дополнительных образовательных услуг. Материалы дают представление о динамике результатов деятельности педагога:
- авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (планы-конспекты открытых уроков, факультативов, мероприятий, статьи и др.);
- сравнительный анализ результатов деятельности педагога (на основании участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, исследо¬вательских работах, научно-практических конференциях);
- внеурочная деятельность педагога ( управление исследовательской деятельностью учащихся, подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам и др. )

5. Научно-методическая деятельность. В этом разделе портфолио помещаются материалы, свидетельствующие об уровне науч¬но-методической подготовки педагога:
- используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские), средства с обоснованием их выбора;
- участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях;
- участие в проектной деятельности, реализация авторского проекта;
- обобщение опыта работы.

6. Оценка качества профессиональной деятельности педагога - материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога:
- сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии.

Материалы могут быть представлены на бумажных носителях и в электронной версии. В первом случае - это файловая папка с вкладышами, в которой материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой. Электронная версия оформляется в виде электронных таблиц с приложениями отсканированных документов, подтверждающих наличие наработанных материалов и достижений педагога, а также электронных файлов с работами педагога и учащихся.
Процесс разработки данного материала не предполагает принцип обязательности. Рассматривать данное предложение следует как рекомендацию педагогу со стороны администрации с целью оптимизации его профессионального развития.



1. Цели занятия:
- соответствие программе факультатива;
- преемственность с целями урока;
- определение учащимися ожидаемого образовательного результата.

2. Содержание занятия:
- отбор содержания занятия в соответствии с его целями;
- содержательная преемственность с учебным предметом;
- соответствие программе курса;
- доступность и посильность изучаемого материала;
- оптимальность объема, который предложен для усвоения.

3. Учитель и его деятельность:
- умение планировать образовательный процесс;
- степень владения учебным материалом повышенного уровня;
- владение педагогической техникой;
- умение общаться с учащимися.

4. Учащиеся и их деятельность:
- степень владения содержания учебной программы;
- степень заинтересованности в данном занятии;
- познавательная активность, творчество и самостоятельность;
- владение навыками самоконтроля, оценки и рефлексии;
- умение продуктивно взаимодействовать с одноклассниками.

5. Формы, методы и средства:
- оптимальность выбора форм, методов и средств в соответствии с целями факультативного занятия;
- умение учащихся работать в рамках предложенных учителем форм и методов;
- рациональность чередования методов обучения;
- рациональность использования учебного времени;
- дидактическая оснащенность занятия;

6. Результат занятия:
- оптимальность обратной связи с учащимися;
- возможность каждого учащегося оценить степень достижения запланированных образовательных результатов;
- наличие содержательной рефлексии;
- обучающий эффект занятия;
- степень вероятности успешного решения воспитательных и развивающих задач занятия, развития мышления учащихся, их исследовательской компетентности.



I. Документация:
1. Выписка из протокола заседания методического совета «О готовности учебного кабинета к обеспечению условий реализации образовательной программы»
2. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете
3. Выписка из приказа «О назначении заведующего кабинетом» 
4. Должностные обязанности заведующего кабинетом
5. Правила пользования учебным кабинетом
6. Правила по технике безопасности в кабинете
7. Организация работы учебного кабинета
8. Требования к кабинету (по профилю)
9. Обязанности обучающихся по соблюдению инструкции по охране труда, правил и мер безопасности в учреждении образования
10. Обязанности руководителя эвакуации обучающихся учебного класса на случай пожара
11. Санитарные правила содержания и организации учебно-воспитательного процесса
12. Схема размещения мебели в кабинете
13. Опись имущества кабинета
14. Инвентаризационная ведомость кабинета
15. План развития кабинета на 2016/2017 учебный год
16. Перспективный план развития кабинета 
II. Совет актива кабинета 
III. Список талантливых детей по предмету
IV. График занятости кабинета
1.Расписание уроков, факультативных и стимулирующих занятий, проводимых в кабинете.
2. Внеклассная работа
3. Подготовка к экзаменам
V. Измерители выполнения образовательного стандарта
VI. Учебно-методическая и справочная литература по предмету
VII. Художественная литература
VIII. Дидактический материал
IX. Методические разработки
X. Справочники
XI. Иллюстративный материал
1.Портреты
2. Схемы
3. Альбомы
XII. Периодическая литература
XIII. Учебные программы
XIV. Участие в районных олимпиадах



Факультативные занятия – это, в первую очередь, занятия, организуемые для удовлетворения запросов и интересов учащихся. Они предназначены для расширения кругозора, формирования личностных качеств, развития творческого потенциала школьника.

 При организации факультативного занятия учитель должен знать:
- содержание основополагающих документов, регламентиру¬ющих факультативное обучение;
- подходы в организации работы с одаренными учащимися и уча-щимися с высокой мотивацией к определенным видам деятельности;
- вопросы психолого-педагогической поддержки и развития мо¬тивации учащихся;
- методику разработки и реализации индивидуального образо-вательного маршрута ученика;
- методику организации поисково-исследовательской деятель¬ности учащихся;
- содержание преподаваемого предмета на повышенном и углубленном уровнях;
- критерии оценки эффективности факультативного обучения;
- вопросы контрольно-оценочной деятельности при безотметоч¬ном обучении и др.;
уметь:
- разрабатывать, при необходимости, учебные программы фа-культативных курсов;
- проектировать факультативные занятия, направленные на максимальную индивидуализацию, развитие творческого потенциала
деятельности учащихся, формирование навыков исследовательской
деятельности;
- разрабатывать необходимые дидактические средства для проведения факультативных занятий;
- осуществлять оценку результатов деятельности учащихся на безотметочном факультативном обучении;
- использовать в образовательном процессе различные терминологии, в том числе компьютерные, методики, средства;
- реализовывать принципы дифференциации и индивидуализации;
- осуществлять мониторинг личностного развития ученика, определять причины возникающих трудностей, находить оптимальные пути выхода из них;
- осуществлять самооценку результатов проводимой работы;
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.



Календарно-тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.

Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
- определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
- определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
- формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету.

При разработке календарно-тематического плана учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:
- прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
- разработку программы необходимых мер, последовательности действий;
- выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
- точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
- определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.

Структура календарно-тематического планирования учителя предметника:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- собственно тематическое планирование учебного предмета.

Примерные требования к оформлению собственно тематического планирования учителя-предметника

Календарно-тематическое планирование оформляется в печатной форме. Календарно-тематическое планирование, как правило, оформляется в табличном виде и имеет следующее содержание:
- общее название темы;
- количество часов, отведенных на изучение данной темы;
- название темы каждого урока;
- дата проведения;
- контроль по завершении изучения данной темы;
- названия практических, лабораторных, творческих работ.
Также в календарно-тематическом планировании могут содержаться пометки (в графе «Примечание»), сделанные учителем в процессе работы, например:
- используемая дополнительная литература;
- содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих обучающихся;
- запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
- используемые на уроке нетрадиционные формы работы;
- необходимое оборудование;
- планируемый тип ведущей деятельности учеников на уроке;
- планируемые учителем формы контроля.
Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.



Триединая задача урока

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познава¬тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, вос¬приятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, уме¬ний и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоз¬зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.


Основные компоненты современного урока:
1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися (как на весь урок, так и на отдельные его этапы).
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала (как в данной теме, так и во всем курсе).
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 
5.Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятель¬ности ученика на уроке для стимулирования его активности и раз¬вития познавательного интереса.
8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятель¬ности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятель¬ности по организации урока.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение того главного материала, который ученик дол¬жен понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и опти¬мальных методов и приемов обучения.
7. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (картин, таблиц, карточек, схем и т. п.).
9. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
10. Определение оптимального объема и форм самостоятель¬ной работы учащихся на уроке.
11. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
12. Продумывание форм подведения итогов урока.

Примерное содержание разделов поурочного плана

1. Тема урока:
• практическая цель и задачи урока;
• тип, структура урока;
• общие методы, приемы работы учеников;
• средства наглядности, источники информации, ТСО.
2. Повторение опорных знаний:
• определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
• самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
• способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
• формы контроля работы класса, отдельных учащихся.
3. Усвоение новых знаний:
• новые понятия и способы их усвоения;
• определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
• самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое на¬значение);
• варианты закрепления изученного материала.
4.Формирование умений и навыков:
• конкретные умения и навыки для отработки;
• виды устных и письменных самостоятельных работ и упраж¬нений;
• способы «обратной» связи с учащимися;
• фамилии учащихся, которые будут опрошены.
5.Домашнее задание:
• что повторить и приготовить к уроку;
• творческая самостоятельная работа;
• объем и время выполнения домашнего задания.


Способствуют успеху урока:
• хорошее знание материала;
• продуманный план урока;
• правильный выбор методов обучения;
• разнообразие методов обучения;
• занимательность изложения;
• ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к изла¬гаемому материалу; богатство интонаций, выразительная ми¬мика, образная жестикуляция;
• выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:
• неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
• безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

• неумение учащихся работать предложенными методами обу¬чения;
• однообразие методов обучения;
• монотонность и сухость при изложении нового материала;
• отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанны¬ми с темой и задачами урока, вопросами.



1. Подготовить паспорт учебного кабинета.
2. Проверить соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Укомплектовать кабинет оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения.
4. Подготовить комплекс материалов для диагностики качества обучения (по профилю кабинета).
5. Обеспечить кабинет учебниками, дидактическим и раздаточным материалом.
6. Разработать стендовый материал, который носит информационно-обучающий характер:
- рекомендации по выполнению домашних работ;
- рекомендации по подготовке к различным формам познавательной деятельности: написание сочинения, памятка по решению задач, подготовка к пересказу и др.;
- рекомендации по подготовке к экзаменам;
- рекомендации по подготовке к централизованному тестированию и др.;
7. Продумать концепцию каждого стенда, оформить все разделы в едином стиле (единство размера шрифта заголовков, шрифта основного текста, размера фотографий и рисунков). Если информация на стенде обновляется, сменный материал должен собираться в отдельную папку.

1-й этап – подготовительный. Август, сентябрь

    1. -выбор методической темы, над которой учитель будет работать;
    1. определение состава проблемных и творческих групп учителей, классных руководителей. (Для тех, кто будет работать в группе);
    1. определение тематики выступлений на методических совещаниях, форм представления опята деятельности и результата;
  1. разработка плана работы над темой;

2-й этап – основной. Внедрение в практику.

    1. Практическая реализация разработанных и спланированных методов, приемов, методик и т.д.;
    1. Коррекция деятельности;
    1. Повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, мастер-классы, дни педагогического мастерства, «круглые столы», и т.д.) изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы;
    1. диагностика.
  1. реализация плана-графика контрольных мероприятий (открытое мероприятие, подготовленное членами проблемных творческих групп, мероприятия в рамках методической декады, творческие отчеты педагогов, собеседование с учащимися, научно-методический семинар).

3-й этап – завершающий. Обобщение и оценка результатов.

    1. творческий отчет;
    1. открытые уроки и мероприятия;
    1. оформление материалов по наработанным педагогами теме;
    1. самообобщение опыта и его оформление;
    2.  
    3. индивидуальная работа (стажировоки, школы ППО, тематические консультации и др.);
    1. выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д.).
    1. анализ над научно-методической темой, (участие в педсоветах, научно-практических конференциях, методсоветах, заседаниях МО учителей-предметников, классных руководителей);
  1. участие в тематических выставках;

4-й этап – анализ и прогнозирование.

    1. Самооценка уровня профессионального мастерства;
    1. Сбор и накопление материалов из опыта работы (картотека педагогической и методической литературы, образцы планов самообразования и конспектов уроков, разработки открытых мероприятий). Собранный материал является содержанием методического кабинета.
  1. Определение перспектив дальнейшего развития и совершенствования ОП..

Основные принципы эффективного урока:

    1. учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика,
    1. организация учителем активной, разнообразной и посильной деятельности каждого ученика, для чего не менее 50% уроков должны быть уроки комплексного применения знаний, обобщения и систематизации и контроля и коррекции,
    1. создание ситуации положительного нравственного выбора, умения вести диалог, слышать и слушать достойно, высказываться и понимать других,
  1. создание условий для недопущения пробелов в знаниях, для чего использовать дифференцированные домашние задания, различные формы дистантного обучения с использованием интернет ресурсов,


учитель одновременно:

    1. дает знания, формирует учебные умения и навыки как основу для дальнейшего образования;
    1. отрабатывает основные мыслительные операции: логические, исследовательские, творческие, практические, жизненно-полезные;
    1. вовлекает учеников в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии, религии, самопознания;
  1. оказывает учащимся все виды поддержки: педагогической, социальной, правовой, психологической, здоровьесберегающей, культурологической, коррекционно-реабилитационной

Качественное образование – такое образование, при котором выпускник обладает определенными компетенциями:

    1. умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности;
    1. умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении;
    2.  
    3. умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности;
  1. готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях. 

Принципы личностно-ориентированной педагогики:

    1. Образование – это процесс формирования и развития личности, которая должна находиться в гармонии с окружающим миром.
    1. Каждый человек неповторим. С самого раннего возраста – он личность.
    1. Не вести, а сопровождать ученика на образовательном пути, учитывая его потенциальные способности и возможности.
    1. Учить ребенка – это значит способствовать развитию его личности.
    1. Основное направление этого развития – гуманистическое (человеколюбивое).
    1. И гуманитарное, то есть соответствующее его природным качествам.
    1. Обобщая можно сказать: «Оказание содействия человеку в совершенствовании его отношения к себе, окружающему миру и к другим людям».
  1. Основа личностно-ориентированной педагогики - учет опыта ребенка. Чем больше используется опыт ученика, тем больше потенциал личностно-ориетированного обучения. Опыт – самый разный: житейский, учебный, коммуникационный, социальный и другой


«КАКОЙ Я руководитель?»

Вопросы самоанализа

1. Уважают ли меня? Чувствуют ли себя другие спокойно в моем обществе, или я вызываю раздражение своей бестактностью, критикой, чрезмерным выпячиванием самого себя, иными непродуманными поступками?

2. Сработался ли я с другими руководителями или я склонен к работе в одиночку?

3. Овладел ли я своей работой или же меня заела текучка? (Уделяю ли достаточное время вопросам организации или занимаюсь только повседневными делами?).

4. Умею ли организовывать труд своей группы?

5. Соответствует ли мое умение способности отчитываться о сделанном?

6. Произвожу ли я в целом хорошее впечатление?

7. Обладаю ли качествами, необходимыми для хорошего руководителя и, в частности, воображением?

8. Умею ли поддерживать дисциплину?

9. Много ли времени уделяю отдыху?

10. Имею ли склонность к пониманию людей и отношусь ли с симпатией и интересом к ним, к их нуждам и проблемам?

11. Способен ли создать дружескую обстановку, необходимую для искреннего сотрудничества?

12. Выдержан ли, справедлив?

13. Отешусь ли ко всем сотрудникам одинаково требовательно или склонен выделять любимчиков?

14. Могу ли говорить. четко и спокойно?

15. Способен ли изыскивать новые возможности, средства, методы? Или же придерживаюсь рутинных способов?

16. Умею ли принимать решения, даже не располагая достаточными данными, и обладаю ли уверенностью, необходимой для того, чтобы действовать на основании одних предположений?

Если Вы на большую часть вопросов ответили утвердительно, то можете считать, что как руководитель состоялись.

Успехов Вам в дальнейшем совершенствовании своих управленческих достоинств!



Типовые функции и задачи методической работы в школе

Функции методической работы по связи с «внешней средой», т.е. ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту;

v Осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника(результатом осуществления этой функции должно стать точное и творческое понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);

v Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоемкости, обогащение педагогической культуры учителя;

v Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);

v Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом решения этой задачи методической работы является обогащение общей копилки прогрессивного опыта, а в ряде случаев – и расширение существующих научных взглядов и представлений);

v Залогом успешной реализации данной функции, ухода от формализма в ее осуществлении явится сознательное подчинение этих задач решению главных задач методической работы – помощи учителю, росту его мастерства, профессиональной компетентности.

Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы.

v Консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

vРазвитие организационной культуры школы, выработка единого педагогического кредо, общих позиций, ценностей, традиций, ритуалов и т.п.

vАнализ образовательного процесса в школе и его результатов – изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;

vПредупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

vВыявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;

vПредупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

vСтимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;

vПриобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.

Решение задач данной группы имеет выход на главное в методической работе школы – оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства кадров.

Функции методической работы по отношению к конкретному учитлю, классному руководителю, воспитателю.

vСовершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в ввиду знания, различные по содержанию – предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и др.);

vРазвитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;

vРазвитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);

vРазвитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);

vРазвитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;

vРазвитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны и т.д.);

vРазвитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

vРазвитие готовности к профессиональному совершенствованию, работе с собой.

Типовые функции методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом конкретных обстоятельств образовательного учреждения.