Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родителям

Семья — один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной.

 

«Что такое ответственное родительство?

 Компоненты ответственного родительства».

 «Законы воспитания — это первые законы, которые встречает человек в своей жизни».

М. Монтескье

Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых - родителей и педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания. Понятие «воспитание» включает в себя несколько аспектов. Это взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей, и здоровье наших детей, и роль отца в воспитании детей и многое другое.

Что такое ответственное родительство?

Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяют ребенку повышенное внимание, следят за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимаются развитием его характера, духовной жизни.

Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развитию его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных направлениях.

Ключевыми компонентами ответственного родительства являются следующие:

1.Коммуникативный. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Родитель готов делить с ребенком некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, корректировать.

2.Эмоциональный. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативный. Полноценная социализация ребенка, усвоение им социальных норм и правил – принятых в обществе предписаний и табу. В этом направлении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет, и как пример для подражания.

4. Экономический. В обществе материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случаев необходимо оплачивать обучение детей.

5. Охранительный. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни.

6. Духовный. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно - ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, интернета и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит что именно от родительского сообщества, которое является большинством в нашей стране, должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям.

Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.

Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности.

В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку.

Притча «Разумное воспитание»

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу — сказал мудрец.

- Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, и ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод.

Но если ты затенишь ее, укроешь от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем засохнет.

Лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов».

 

 

 Памятка для родителей

«Правила эффективного общения взрослого и ребенка»

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным является спокойное планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха. Чтобы поддержать ребенка, необходимо опираться на его сильные стороны, избегать подчеркивания промахов, показывать, что вы уверены в ребенке.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки, как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение, доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Памятка для родителей

«Законы родительской истины»

Уважаемые родители, пусть эти законы помогут вам состояться в качестве родителей. Постарайтесь следовать им в самых трудных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов.

Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями. Разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше. Чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Ритуалы, которые нравятся детям

·  Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;

·  Придя из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;

·  В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;

·  Посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;

·  На ночь услышать доброе пожелание;

·  В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;

·  Вместе с мамой готовить к празднику, печь и украшать торт, а с папой просто поговорить по душам;

·  Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось

Тест «Мама, хороший ли ты педагог?»

Перед вами десять самых обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании.

1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только с ним не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши действия:

вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс — 3 очка; оказываете помощь ребенку, не журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут ему дорого обойтись — 0 очков вообще не обращаете на него внимания — 5 очков

2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны. Ваши действия?

вы разговариваете с их родителями — 2 очка; зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них — 5 очков; объясните своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, почему они для него являются дурным примером — 0 очков.

3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать Как вы поступите?

вы ничего не предпримите, пусть сам научиться проигрывать — 0 очков; отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно воспринимать поражение — 3 очка; умышленно создаете в игре такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать — 5 очков

4. ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать. Что вы предпримите?

позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя — 5 очков; вы объясняете ребенку, как важен сон — 3 очка; укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете лишь тогда, когда он хорошо ведет себя днем — 0 очков

5. Детских телепередач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день. Ваши действия?

после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснет -0 очков; говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, чтобы он понял — 2 очка; выбираете для него некоторые передачи сами — 3 очка; определяете какое время он может смотреть телевизор, но он сам может решать. Когда и что ему смотреть — 5 очков

6. Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши действия?

объясните, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят — 5 очков; запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков; каждый день. Когда он ведет себя прилично, поощряете его - 3 очка

7. вашему ребенку еще немного лет, но он уже интересуется противоположным полом. Ваши действия?

1. оставляете все как есть, ведь в этом возрасте все безобидно – 3 очка;

2. пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает – 0 очков;

3. по-деловому объясните, что такое любовь и какими должны быть отношения между мальчиком и девочкой – 5 очков

8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним. Как Вы поступите?

1. учите его давать сдачи – 5 очков;

2. разговариваете с родителями обидчиков – 3 очка;

3. стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он избегал конфликтов с этими детьми – 0 баллов

9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего брата (сестру). Что вы предпримите?

1. призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших – 5 очков;

2. уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше – 3 очка;

3. вообще не вмешиваетесь – 1 очко

10. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, какими будут ваши действия?

1. вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему – 0 очков;

2. стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор – 5 очков;

3. запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие – 2 очка

Ключ к тесту:

От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Вы считаете, что послушание и уважение к старшим – лучшие качества, забывая, что в третьем тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность, творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества. Но вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.

От 19 до 35 баллов. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой, в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное, вы стремитесь быть современным, не используете стереотипные методы, предоставляете ребенку известную меру самостоятельности, не подавляете его своим авторитетом.

От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция.

Тест «Какой Вы воспитатель?»

Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

1. Сгоряча накажите ребенка;

2. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

3. Прежде всего, переговорите с классным руководителем

2. Помогая в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

1. Самая первая — подзатыльник;

2. Раздраженная фраза «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»

3. Успокоите ребенка — ведь он это сделал неумышленно

3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

1. Промолчите, чтобы не уронить авторитет

2. Извинитесь;

3. Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая (ший) ...

1. Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

2. Ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить;

3. Объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

1. Напишите черновик, ему останется только переписать;

2. Строго скажите: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться»;

3.Поможете выбрать тему, подобрать литературу, составить план, а писать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок (котенка) — просит ребенок. Что вы ответите?

1. Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

2. «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом»

3. «Прежде подумай, все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок (котенка), но помни, что ухаживать за ними придется только тебе».

Обработка результатов.

Если вы 5- 6 раз выбрали ответ под цифрой — 3, значит, вы неплохой воспитатель и психолог;

Если угадали наполовину — вам надо в чем-то пересмотреть свои убеждения;

Если еще меньше, или ответов под номером — 3 совсем нет, придется серьезно задуматься над своими методами воспитания ребенка.