Организация педагогического взаимодействия учителя и родителей по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
Исполнитель
учитель начальных классов
Государственное учреждение образования «Хуторский детский сад – средняя школа»
Червенского района
Жданович Наталья Михайловна
Аннотация
В работе рассматриваются некоторые теоретические и методические аспекты педагогического взаимодействия учителя с родителями младших школьников по вопросам формирования у детей основ здорового образа жизни. В работе анализируется современное состояние проблемы взаимодействия учреждений общего среднего образования с родителями учащихся, раскрываются пути и способы налаживания конструктивного педагогического взаимодействия в системе «педагог – родители», описываются формы работы учителя с представителями микросреды ребенка по формированию у учащихся основ здорового образа жизни.
Приложение содержит практические материалы из опыта работы учителя, иллюстрирующие совместную работу с родителями по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников.
Знакомство с материалами работы будет полезно учителям начальных классов, воспитателям учреждений общего среднего образования, родителям.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯУЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.6
1.1. Сущность и специфика семейного воспитания………………………..…….6
1.2. Влияние семейного воспитания на здоровый образ жизни младшего школьника…………………………………………………………………………..7
2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..22
Введение
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым,
но воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности
не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов
его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции "так принято, так надо!" Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все –
и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются,
что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Приоритетная роль семьи в воспитании ребенка и необходимость взаимодействия с ней обусловили выбор темы выпускной работы.
Цель работы – раскрытие теоретико-методических аспектов налаживания педагогического взаимодействия учителя с родителями младших школьников по вопросам формирования у детей основ здорового образа жизни.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме взаимодействия школы и семьи.
2. Описать наиболее эффективные формы, методы, приемы педагогического взаимодействия учителя с родителями младших школьников по формированию у детей основ здорового образа жизни.
3. Проанализировать собственную профессиональную деятельность и описать методические находки по решению проблемы вовлечения семьи в формирование у детей основ здорового образа жизни.
1. Теоретико-методические аспекты взаимодействия учителя с родителями младших школьников
1.1. Сущность и специфика семейного воспитания
Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. На основе сравнительного анализа функций семейного и общественного воспитания, исследований психолого-педагогической науки, данных опытно-педагогической работы можно заключить, что воспитание детей в семье интенсивно и результативно, так как его условия, содержание и способы уникальны и существенно отличаются от других институтов воспитания. Раскроем основные характеристики специфики семейного воспитания:
Важнейшей особенностью семейного воспитания является атмосфера родственных эмоциональных связей, основанная на исходном единстве с родными, родственных чувствах, обоюдной любви и привязанности родителей и детей. Родительская любовь отличает семью от любого другого коллектива, является ее достоянием. По мнению А. Фромма, материнская любовь есть благодать, есть мир; ее не надо приобретать, не надо заслуживать.Любовь отца и матери к своему ребёнку обусловливает психологический комфорт для раскрытия, развития потенциальных возможностей детей, а ответная любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. От близости эмоционального общения с матерью и отцом у ребёнка появляется потребность в общении с другими людьми, в понимании их эмоционального состояния.
Границы влияния семьи на ребёнка раздвигают детско-родительские отношения. В отечественной педагогике и психологии традиционно признаётся ведущая роль взрослого в общении и психическом развитии ребёнка. В процессе близких взаимоотношений со «значимым другим», и, прежде всего, родителями происходит удовлетворение потребности ребёнка в общении, в совместной эмоциональной и значимой деятельности, обогащается духовный мир растущего человека, происходит постижение им явлений окружающей действительности, воспитание характера, формируется структура его личности.
Всеобъемлющее влияние семьи объясняется также её первичностью, глубиной, постоянством и широким временным диапазоном влияния на ребёнка людей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей, что позволяет детям получить опыт построения разнообразных отношений: однополых и разнополых, избирательных и функциональных, межличностных и коллективных. Э. Берн в своих работах утверждает о наличии жесткого родительского программирования в жизни ребёнка, которое формирует жизненный сценарий человека и определяет его взаимоотношения с другими, отношение к себе, отношение к карьере и др.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных действий до сложнейших форм поведения. Так семья обеспечивает ребёнку первичную социализацию, обеспечивает его вхождение в мир и деятельное существование в нём.
Итак, современная наука располагает данными о том, что семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, играющий в формировании личности основную, долговременную и важнейшую роль. Признание педагогами приоритетной роли семьи в воспитании ребенка позволит им эффективно влиять на становление его личности, в том числе и на формирование основ здорового образа жизни.
1.2. Влияние семейного воспитания на здоровый образ жизни младшего школьника
Формирование здорового образа жизни младшего школьника
не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нём, а носит целостный характер. В процессе жизнедеятельности младшие школьники вступают в разнообразные отношения с учителями, родителями, которые могут стимулировать формирование у них здорового образа жизни. Возможности учебной деятельности в школе ограничены и не позволяют воспитать привычки безопасного поведения. Процесс формирования валеологических качеств учащихся должен осуществляться также и вне учебной деятельности.
«...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С.Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив
и коллектив не имеет единого тона, единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [5, с. 101]. Здесь требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа, тесно связанная
с различными ее направлениями и не может рассматриваться в отрыве от них, включая также и семейное воспитание. Образ жизни семьи, родителей, влияют на формирование образа жизни ребенка.
Современная политическая и социально-экономическая ситуация, которая привела к глубинным изменениям в семьях, в общественном и индивидуальном сознании людей, процесс демократизации, возрождения национального самосознания родителей и детей требуют уточнения традиционных взглядов
на проблему семейного воспитания и его такого аспекта как образа жизни. Условия, в которых находится современная семья, значительно труднее, чем они были несколько веков назад. Особенностью воспитания является то, что часто приходится воспитывать ребёнка, учась на собственных просчётах
и ошибках.
Изменилась система образования, появились новые возможности
для проведения свободного времени детей. Новые средства гигиены
и косметики, продуктов питания и др. создают новый взгляд на жизнь,
как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, отчаяния. Исследования показывают, что многие семьи
не справляются с поставленными перед ней задачами, а именно: семья должна существовать и развиваться, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи [1, с. 68].
Как специфический вид деятельности прямое влияние на формирование образа жизни ребёнка оказывает семейный досуг, так как духовную сторону досуга составляют элементы психологической направленности: духовные ценности, нравственные нормы, традиции и обычаи. Понимание родителями возможностей совместного с детьми досуга, направленного на оздоровление каждого члена семьи, понимание родителями индивидуальных особенностей своих детей — неотъемлемая часть семейного воспитания.
Практика показывает, что есть семьи, в которых все вопросы жизнедеятельности решают сообща. Существуют и другие семьи,
где отношения дисгармонии не позволяют в полной мере духовно общаться,
а, следовательно, неблагоприятно сказываются на психоэмоциональном равновесии ребенка и на его здоровье. Таким образом, деятельность родителей в свою очередь представляет собой выработку разумного отношения к организму ребенка, здоровью, привитие ребёнку определённых санитарно-гигиенических навыков, любовь к физической культуре, спорту, ведение правильного здорового образа жизни.
Семейное воспитание с поступлением ребёнка в школу не теряет своего значения, особенно если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым школой. Оно не только подкрепляет требования учителя, но и дополняет школьное воспитание, расширяет его, так как касается таких сторон, которые невозможно затронуть в школе, сформировать мировоззрение, направленность личности ребёнка, а также привычки здорового образа жизни у детей.
После проведения социологического обследования было выявлено,
что самым решающим фактором, который определяет здоровье ребёнка, является рациональное питание (76,2%). Затем выступает психоэмоциональное равновесие (73,8 %), состояние окружающей среды (69,5 %) (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, определяющие здоровье ребёнка
Факторы здоровья
|
Количество ответов (%)
|
Рациональное питание
|
76,2
|
Психоэмоциональное равновесие
|
73,8
|
Состояние окружающей среды
|
69,5
|
Образ жизни
|
54,3
|
Медицинское обслуживание
|
50,0
|
Генетическая предрасположенность
|
40,5
|
Физическая активность
|
21,7
|
Отсутствие вредных привычек
|
6,5
|
Такие результаты могут объясняться:
а) актуальным состоянием здоровья современных детей;
6) уровнем педагогической культуры родителей;
в) наличием знаний о здоровье и приоритетных ценностей, которые впоследствии влияют на образ жизни и воспитание в семье.
Ценность в семье выступает основой общения, а семья — первичной ячейкой общества. Утверждаемые ценности воспитания — человеческие смыслы, передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, образ жизни, запечатленные в теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности [4, с. 261-291]. Следовательно, семья является исходным пунктом формирования ценностных ориентации здорового образа жизни личности ребёнка.
Этот факт подтверждают результаты исследования родителей. Были получены представления о том, где учатся дети, как заботятся о своем здоровье:
• в школе (69,0 %),
• дома, в семье (91,7 %);
• из литературы (41,7 %).
Данные убедительно показывают, что первичную социализацию ребёнок проходит именно в семье, усваивая её основные ценности здорового образа жизни. Велика роль здесь примера родителей и близких родственников. Ребёнок подражает им, переживает вместе с ними различные события повседневной жизни, принимает на веру те нормы и принципы здоровье сохраняющей деятельности, мировоззренческих представлений о здоровом образе жизни, которыми руководствуются окружающие его люди. Анализируя занятость родителей и детей в свободное от работы время, напрашивается вывод, что активность взаимодействия двух сторон невысока. В основном превалирует просмотр телевизора (66,7 %), выполнение домашней работы (59,5 %) и минимальная занятость спортивными мероприятиями (33,3 %).
В связи с этим представляется актуальным изучить образ жизни семьи
и её приоритеты в становлении здорового образа жизни. Качественный анализ результатов исследования представлен в таблице 2.
Таблица 2
Элементы здорового образа жизни,
присутствующие в семейном воспитании
Элементы здорового образа жизни
|
Количество ответов (%)
|
Пример здорового образа жизни родителей
|
1,1
|
Закаливание
|
2,4
|
Утренняя зарядка
|
2,4
|
Соблюдение режима дня
|
3,6
|
Отсутствие вредных привычек
|
4,8
|
Личная гигиена
|
6,0
|
Психоэмоциональное равновесие
|
7,1
|
Активный отдых всей семьей
|
9,5
|
Здоровое питание
|
10,7
|
Занятия физкультурой
|
19,0
|
Прогулки на свежем воздухе
|
22,6
|
Отсутствие элементов здорового образа жизни
|
39,3
|
Из таблицы видно, что 39,3 % родителей указали на отсутствие элементов здорового образа жизни в семейной практике. Процент остальных данных невысок, чтобы заключить о том, что современная семья отводит большое количество времени на воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни детей. Это можно объяснить тем, что многие родители:
• не имеют собственных знаний о здоровье, не владеют методами
и приемами воспитания здоровому образу жизни, поэтому в этом случае необходима совместная работа школы и семьи;
• не соблюдают здоровый образ жизни сами.
Однако отношение к здоровому образу жизни у большинства родителей положительное (97,6 %). Есть предположение, что у родителей имеются знания о здоровом образе жизни, но они не используются в практике семейного воспитания. При исследовании не обнаружено больших знаний у родителей
о здоровом образе жизни человека. Самый высокий уровень знаний (60 %) имеют только 18,8 % родителей, что не соответствует даже половине количества опрошенных. Отвечая на вопрос: «Где приобретаются знания
о здоровом образе жизни?», были получены результаты, которые сведены
в таблице 3.
Полученные данные свидетельствуют, что вклад учителей
в педагогическое просвещение родителей небольшой (19,6 %). В основном родители приобретают знания из средств массовой информации (60,9 %)
и из специальной литературы (69,6 %). Но как уже выявлено учёными, санитарное просвещение в форме стандартной медицинской информации
о вредных привычках и их последствиях и т.п. продемонстрировало свою полную несостоятельность, неэффективность. Таким образом, без активного участия учителей, школы в воспитании учащихся и целенаправленной работы семьи в этом направлении, санитарное просвещение дает обратный результат.
Анализ передового опыта и данные исследований показывают,
что сотрудничество всех субъектов образовательного процесса будет осуществляться, если между учителем и родителями имеются тесные
и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний
на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии
и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьей учитель опирается на всё то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития и укрепления здоровья. Поэтому совместная деятельность школы и семьи по формированию у детей здорового образа жизни, а именно сотрудничество с родителями, повлечёт за собой положительный результат.
Суть психолого-педагогической основы взаимодействия школы и семьи состоит в том, что дети одновременно находятся под воздействием педагогов и родителей. Следовательно, школу и семью связывает единый объект (учащиеся) взаимного влияния. По мнению И.В.Гребенникова, «необходимо исходить из единых позиций и руководствоваться (даже при отсутствии непосредственного контакта) едиными требованиями по отношению к ребёнку.При несовпадении двух стилей воспитания расстраивается и усложняется сам процесс воспитания в отрыве от семьи» [3, с. 10].
Обобщая изложенное, следует заметить, что успешное формирование здорового образа жизни неразрывно связано с процессом формирования у младших школьников валеологических умений, навыков и привычек в условиях школьного и семейного воспитания. Овладение ими в конечном итоге обеспечивает учащимся определенную степень совершенства в соблюдении правил и норм безопасного для жизни поведения. Таким образом, процесс обучения и воспитания в школе, а также семейное воспитание должны оказать существенное опосредованное и непосредственное влияние на формирование самого здорового образа жизни у младших школьников.
2. Организация работы педагога с родителями по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
Выстраивая взаимодействие с родителями учащихся, я исхожу из признания необходимости поиска новых форм и методов работы с семьёй при одновременном сохранении, значительном обновлении и совершенствовании оправдавших себя традиционных. Принимаю во внимание тот факт, что знания, которые педагог транслирует родителям, должны иметь практическую направленность, должны инструктировать, помогать и учить родителей правильному поведению в определённых ситуациях семейной жизни.
Независимо от того, какую из форм взаимодействия с родителями выбираю, всегда соблюдаю определенные правила его построения: основываюсь на позитивном стиле общения; вырабатываю единые подходы к организации, оценке жизнедеятельности ребенка. Содержание, на мой взгляд, должно стимулировать приход родителей в школу, заинтересовывать (например, "Как я могу пропустить лекцию, в которой речь будет о "похитителях" здоровья ребенка?" и т.п.).
Родительское собрание считаю универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет мне реализовывать многие из функций взаимодействия с родителями, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни,
а также на самосовершенствование родителей.
В большинстве случаев родительские классные собрания в классе провожу 4-5 раз в год.
Большое внимание при организации подобных встреч с родителями уделяю таким моментам как подготовка помещения, изготовлению приглашений. Тщательно продумываю форму проведения собрания. В своей работе часто использую книгу «Калейдоскоп родительских собраний» в которой описаны интересные формы родительских собраний.
Это собрание-мастерская, собрание-деловая игра, собрание-конкурс, собрание-практикум, собрание-праздник и др.
Их палитра, разнообразие, умелое определение этапов, способов работы участников собрания помогают мне активизировать мыслительную, практическую, рефлексивную деятельность родителей, что очень важно
для совершенствования семейного воспитания, его коррекции.
На общей встрече сложно дать каждому из родителей конфетные рекомендации относительно сына или дочери. Для этого использую индивидуальные формы (консультации, индивидуальные беседы, телефонный разговор и т.д.). Какие -то из проблем решаю и на собраниях, используя письменную связь. Перед каждым из родителей ложу сложенный необычным образом (пополам, конвертиком и т.п.) лист бумаги, внутри которого написаны благодарность ребенку за что-либо, рекомендации.
Каждую коллективную встречу с родителями начинаю
не с анализа успеваемости или организационных вопросов, а с обсуждения какой-то важной проблемы в развитии ребенка, воспитании и обучении родителей. Тематику просветительских занятий с родителями (лекции, конференции, практикумы и т.п.) планируйте на год, с учетом их запросов, потребностей.
На самом собрании не затягиваю лекции, дискуссии
и т.п., стараюсь не утомляйте родителей. Приглашаю для подобной работы специалистов.
Обязательно знакомлю родителей с теми делами, в которых будут участвовать их дети в следующем месяце, стараюсь привлечь к ним отдельных родителей или их группу. Без такого постоянного сотрудничества не получится общей радости младших и старших.
На каждой из коллективных встреч сообщаю об участии родителей
в жизни класса. Благодарю их за это, но ни в коей мере не критикуйте тех,
кто недостаточно активен. Некоторым нужно время, чтобы осознать свою роль
в общем деле.
Никогда не анализирую на собрании недостатки воспитания
в отдельных семьях, особенно если ее члены не присутствуют. Об этом говорю с родителями один на один, чтобы не распускать слухов, не усугублять положение.
Что же касается успеваемости детей, никогда не говорю об отметках,
не зачитываю их, чтобы не посвящать всех в неудовлетворительные результаты учебы тех или иных детей. Стараюсь поговорить в целом о состоянии учебной деятельности детей класса, качестве их знаний, выполнении программы; дать рекомендации по вопросу оказания помощи родителями
в выполнении домашнего задания, в изучении отдельных предметов, тем и т.п.
В своей работе использую такую форму работы с родителями как консультация. Это индивидуальная форма работы с родителями. Однако анализ практики показывает, что эта прекрасная форма взаимодействия учителя с родителями, с членами семьи используется недостаточно, да и методика организации консультаций желает лучшего.
Опыт свидетельствует о том, что многие родители очень любят поговорить с учителем "по душам", если он к этому располагает, ждут к себе внимания, хотят больше узнать о своем ребенке. Если не удовлетворять эти их потребности, то от класса к классу они затухают, родители мирятся с тем положением, которое складывается в их взаимоотношениях с учителем (воспитателем). А мы иногда удивляемся: чем старше дети, тем реже родители приходят в школу, даже невзирая на просьбы. По-видимому, разговор "на ходу", в коридоре или вестибюле их не всегда устраивает, несет в себе мало позитивной, полезной информации; больше основанна констатации фактов ("Коля опаздывает на уроки", "Марина – молодец, хорошо учится" и др.); не дает возможности для анализа причин поступков детей, их мотивации.
Что важно для эффективности консультаций?
Прежде всего четкий график их проведения, лучше – в определенные дни, часы (из опыта: оптимальный вариант проведения – один раз
в месяц), по договоренности с родителями в начале учебного года.
Форма проведения: индивидуальные, групповые консультации (для той части родителей, которых волнует одна и та же проблема). Последняя форма полезна тем, что группа родителей начинает взаимодействовать между собой; родители обмениваются опытом (при встрече, по телефону и т.п.), сопереживают друг другу, радуются не только за своего ребенка, но и за других детей.
Иногда значение консультации состоит не столько в тех рекомендациях, которые даны, а в установлении позитивных и взаимоотношений с родителями,
в умении договориться с ними мо вопросу, как действовать совместно в связке "учитель – родители – дети". Вот почему в этом огромную роль играет знание приемов вербального (остроумная шутка, рассказ об аналогичном поступке
и т.п.), интерактивного, перцептивного и других видов общения и другие способы, приемы общения направлены на создание положительного эмоционального самочувствия.
Мир семьи очень сложен, имеет свои тайны, которые члены ее не хотят выдавать, стараются скрывать от чужих глаз, поэтому не пытаюсь узнать
все сразу, даже ради пользы дела. Стараюсь, чтобы родители сами хотели
чем-то поделиться со мной.
Очень эффективно на консультациях можно решать многие вопросы
за чашкой чая, что создает атмосферу, приближенную к семейной.
Консультировать родителей, договариваться с ними по решению каких-то вопросов можно и при посещении семьи. Однако, как показал опыт, этот способ не очень эффективен (в домашних условиях не всегда можно уединиться для разговора; иногда ущемлены интересы других членов семьи; труднодоступен в отношении отдельных семей и т.п.).
Одна из самых распространенных форм индивидуальной или групповой работы с родителями является беседа. Беседу трудно планировать заранее. Потребность в беседе возникает в случае предупреждения какого-либо конфликта корректировки поведения ребенка, семейных отношений; обмена полезной информацией.
Универсальность данной формы взаимодействия с семьёй состоит в том,
что создаётся возможность осуществлять дифференцированный подход
к родителям. Огромна роль беседы и в том, что она позволяет родителям получать полезную информацию о детях .Побольше расспрсить о поступках ребёнка, его поведении: «Что огорчает?», "Что вызывает гордость?", "О чем мечтает ребёнок?»).
В беседе, как и на консультации, где педагог работает один на один, необходимо соблюдать искренность, уважение, спокойствие, внимательность, осторожность. К беседе следует тщательно готовиться. Целесообразно сначала создать соответствующую обстановку (удобно расположиться, настроиться
на дружелюбный разговор и т.п.), а затем начать беседу, в процессе которой важно показать родителям, что вы цените их ребенка, заботитесь о нем, желаете семье счастья. Очень важно прийти к обоюдному согласию, принять, при необходимости, соответствующее решение, определяющее в дальнейшем позиции обеих сторон. После беседы необходимо обязательно выполнить то, о чем договорились.
Особые умения требуются от педагога при проведении бесед с теми родителями, с которыми у него сложные отношения. Как отмечают В. В. Васильев, Н. Е. Шаповалов, тактика педагога в данном случае содержит примерно шесть этапов контактного взаимодействия.
1. "Накопление согласий".
Цель его – преодоление психологического барьера, снятие напряжения
в общении, достижение внутреннего согласия с родителями. Здесь важно хорошо выбрать время, тему для разговора, стараться избегать споров.
2. "Поиск совпадающих интересов".
На этом этапе осуществляется приближение к "мы", т.е. идет поиск общих интересов, что помогает вступить в контакт, исключить недоверие.
3. "Принятие качеств и принципов".
Надо дать возможность родителям проявить желаемые качества, добиться готовности с обеих сторон к принятию личностных особенностей.
4. "Выяснение качеств, опасных для общения".
Этот этап – начало дискуссии, которая позволяет выяснить обстановку. Необходимо стремиться к тому, чтобы у родителей появилось желание
к откровенному разговору.
5. "Реализация индивидуального подхода". На этой стадии беседы важно появление у родителей стремления к изменениям. Рекомендуются такие приемы,
как подчеркивание совместимости собеседников ("Постараемся решить"), критические замечания, высказанные с осторожностью ("Вы не обижайтесь,
но я думаю так" и др.).
6. "Эффективное сотрудничество".
Для этапа характерны выработка совместных решений, определение прогноза в учебе и поведении ребенка и др.
При этом надо стремиться к тому, чтобы как у родителей, так и у педагога
не уходило на это много времени. Беседы подобного рода, как правило,
мы приурочиваем к родительскому дню, который проводится один раз в месяц.
Таким образом, главное назначение беседы, на наш взгляд: выработать
у родителей установку на готовность содействию с учителем; оказанию друг другу помощи в деле воспитания человека.
Заключение
Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Взаимопонимание, взаимное доверие возможны, если учитель не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается с ними о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости сотрудничества по вопросам формирования основ здорового образа жизни у детей.
Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи семье.
Сделать родителей соучастниками образовательного процесса – важная и ответственная задача, требующая от педагога большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник для педагога.
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что современные учреждения общего среднего образования могут и должны выступать как единое образовательное пространство, где взаимодействуют педагоги, родители, дети. С этой целью должна стать реальной, а не декларируемой открытой системой, в которой царит атмосфера открытого доверительного взаимодействия взрослых и детей, где комфортно не только ребенку, но и родителям. Педагогическое взаимодействие с родителями невозможно без чёткого определения ценностей в системе «родители – дети», в противном случае процессу воспитания родителей угрожает превращение в чисто технический набор приёмов и форм организации.
Список использованных источников
1. Воспитание. Подготовительный класс : учеб.-метод., пособие для учителей и воспитателей / М. П. Осипова, М. А. Бесова, И. А. Мельничук, З. М. Панасевич и др.; Под ред. М. П. Осиповой. — Минск : ИП «Экоперспектива», 2000. – 336 с.
2. Гавриловец, К. В. Ценность родительской педагогики / К. В. Гавриловец. — Минск, 1989. – 135 с.
3. Гребенников, И. В. Школа и семья : пособие для учителя. / И. В. Гребенников — М. : Просвещение, 1985.– 176 с.
4. Левко, А. И., Ахмерова, Л. В. Проблема ценности в системе образования. / А. И. Левко, Л. В. Ахмерова. – Минск : НИО, 2000.-291 с.
5. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие. / И. Ф. Харламов — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарики, 1999. – 519 с.
6. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей. – Минск, 1993. – 208 с.
7. Леонтьева, В. Б. Приоритетная роль семьи в воспитании ребёнка младшего школьного возраста / В. Б. Леонтьева // Полесский регион и наука XXI в. : материалы II Республиканской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых, Мозырь, 2003 г. / УО «МГПУ». – Мозырь, 2003. – 197 с. – С. 68–70, с. 68–70.
Приложение 1
Классный час. Телепередача «Здоровье»
Ведущий1: Здравствуйте. В эфире передача «Здоровье».
Ведущий2: Мы рады приветствовать Вас в нашей студии.
Ведущий1: Тема передачи «Курение».
Ведущий2: Гости, которые будут присутствовать в студии, помогут понять, какой огромный вред наносит курение человеку не только активно,
но и пассивно курящему, как современное общество решает эту проблему,
а также узнать историю появления табака в Европе.
Ведущий1:Прошу Вас быть внимательными и активными участниками.
К концу передачи каждый из Вас должен сделать выбор: «за» или «против» курения.
Ведущий2:Первый гость передачи – профессор исторических наук Николай Степанович Знайкин.
Профессор: Здравствуйте. Из истории табака. Табак имеет почти
500-летнюю историю. Открытие Америки в 1492 году Христофором Колумбом связано с открытием табака. Моряки с любопытством наблюдали, как жители Багамских островов вдыхали дым листьев незнакомого растения. Вопреки строгому запрету Колумба, некоторые моряки привезли листья и семена табака в Европу. Сначала табак был объявлен лечебной травой. Мужчины и женщины начали курить, нюхать и жевать табак. Но очень скоро табак приобрёл плохую славу. Испанская королева Изабелла I прокляла его. Её примеру последовал французский король Людовик XIV. Царь Михаил Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Но уже ничто не могло остановить распространение этой дымящей отравы.
Ведущий1: Да, человечество вдыхает дым табака уже 512 лет.
Ведущий2: А сейчас реклама!
«ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Автор: Уж сколько раз твердили миру,
Что вреден никотин: не всё идёт нам впрок,
И сигарета в сердце глупого всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал окурок сигареты.
На ель ворона взгромоздясь,
Покурить было совсем уж собралась,
Да зажигалку потеряла,
А сигарету-то во рту держала.
На ту радость иль беду
Лиса близёхонько бежала
Сигарный дух Лису остановил:
Лисица к дереву на цыпочках подходит,
С вороны глаз не сводит,
И говорит серьёзно, не спеша:
Лисица: Голубушка, как хороша!
Опомнись, ты сигарету брось скорей!
Ведь каждой сигаретой,
Сокращаешь жизнь на 8-то минут!
Займись зарядкой, шейпингом, пробежкой!
Автор: Вещуньина с похвал вскружилась голова,
И поняла она:
Ворона: Здоровье-то дороже!
Автор: И на разумные Лисицыны слова Ворона
Каркнула во всё воронье горло:
Ворона: Я больше никогда курить не буду,
Твои слова верны:
Сигарета – яд, а никотин – отрава.
И я теперь не мыслю,
Как можно тратить жизнь
Без пользы и без смысла.
Займусь я аэробикой.
Ведущий1: Подвижный, быстрый человек
Гордиться стройным станом,
Сидящий сиднем человек
Подвержен всем изъянам.
Ведущий2: Человечество вдыхает дым табака уже 512 лет. Какой вред
он наносит организму? На этот вопрос постарается ответить наш корреспондент.
Корреспондент: Здравствуйте. Я веду репортаж из поликлиники. Каково влияние курения на организм человека?
«У ВРАЧА»
Врач: Влияние табака на организм человека велико. Табак содержит около 2000 губительных веществ. Самым вредным из них является никотин. Курение, пагубно влияет на сердце, желудок. Способствует развитию заболеваний лёгких: бронхит, астма, рак. При курении сужаются кровеносные сосуды, повышается артериальное давление, что заставляет сердце биться ещё быстрее. Отсюда и сердечно-сосудистые заболевания.
Больной: Разрешите, доктор? Здравствуйте.
Врач: Проходите. Присаживайтесь. Что беспокоит?
Больной: Голова болит, кашель замучил, болит желудок.
Врач: Проведём обследование.
Лёгкие: Бронхит замучил,
А на днях (мы скажем по секрету)
Рак лёгких мимо пробегал,
Себе он жертву новую искал,
Но в этот раз он нас,
К счастью не заметил.
Его коварных лап сумели избежать,
А год пройдёт иль пять
Совсем хозяин ослабеет
От сигарет, от табака.
А вместе с ним и мы.
Эх, знал бы он,
Как страшно умирать
В когтях болезни этой
Жуткой и нелепой,
Курить бы сразу бросил.
Сердце: Работаю, как вол,
Качая тонны крови,
Стучу не прекращая,
День-деньской,
Чтобы хозяин ел, гулял, кино смотрел,
Работал и ходил.
Короче, чтобы жил.
А он вместо заботы,
Пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки –
Курит без оглядки!
Я прошу – дай воздуха,
А он мне – никотина!
И думает, что всё это осилю я, – глупец!
Ещё совсем немного – ИНФАРКТ!
И мне КОНЕЦ!
Желудок: Я – курильщика желудок,
Меня хозяин не жалеет
И не любит!
А медленно убивает,
Никотином губит!
Вот докурился до того,
Что со мной беда случилась.
Ко мне язва прицепилась
И грызёт меня, грызёт,
Жить спокойно не даёт.
Истязают, загрызают!
Ой, как больно, убивают!
Больной: Что мне делать, доктор?
Врач: Срочно в больницу и бросить курить!
Корреспондент:Ребята, какой совет вы бы дали людям, у которых возникли проблемы от курения?
Ведущий2:Эта проблема стала бедой. Многие дети, стараясь подражать взрослым, не задумываясь, берут сигарету в руки, не замечая и не осознавая, какой вред они наносят себе и другим.
Ведущий1:Задержка роста, общего развития, снижение слуха, памяти, зрения – такова плата за детское курение. Пассивное курение также имеет пагубное воздействие на растущий организм. Курящий человек отравляет других – некурящих.
Ведущий2: И снова реклама!
«МЕДВЕДЬ»
Лиса: Миша! Друг мой!
Ты ли это?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь: Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то,
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем,
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса: Что ж, к врачу пора идти.
Врач: Верно, куришь?
Медведь: Да, курю. Откуда знаешь?
Врач: Больно дымом ты воняешь!
Накопилась в лёгких копоть –
От куренья вся беда!
Брось куренье навсегда!
Медведь: Не могу, не брошу, жалко.
Врач: Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги.
Ведущий2: Посиди-ка, Мишутка, у нас на уроке, послушай и сделай для себя правильные выводы.
Корреспондент: Я веду репортаж из городской библиотеки. Мальчики учат стихотворение. Кто из них справится с заданием?
Мальчик1: Я уже готов!
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время мыла кактус на окне.
Мальчик2: Я тоже могу.
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время мыл старушку на окне.
Опять неправильно!
Это ты во всём виновата!
Вот тебе!
(топчет сигарету)
Корреспондент: "О вреде курения"
Маленький мальчик тайно курил,
Окурки от мамы пряча.
Вырос из мальчика круглый дебил
И не могло быть иначе.
Мальчик был мал, потому он не знал –
И это самое главное –
Что дым табака одуряет быка ,
А мальчиков и подавно.
Ведущий1: Каждый человек должен сделать свой выбор!
Ведущий2: И сейчас реклама!
«МУХА-ЦОКОТУХА»
Автор:
Муха, муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Табачок она нашла.
Села мухонька в карету,
Закурила сигарету,
Увлеклася табачком,
Подавилася дымком…
А противный паучок-табачок
Нашу муху в уголок поволок.
Сигареткой угощает,
Долгой жизни обещает.
Воз здоровья и успех,
И здоровый детский смех.
Цокотуха улыбнулась,
Сигареткой затянулась…
Вот прошло немало дней,
Посмотрите, что же с ней?
Наша муха изменилась.
В инвалида превратилась.
Глазки больше не горят.
Зубы желтизной блестят,
Сердце бешено стучит.
Платье нервно теребит.
Муха:
Дайте, мухе табачку,
Больше братцы, не могу!
Автор:
Стала бедная кричать!
Муха:
Нету, больше сил, молчать!
Автор:
Вдруг откуда ни возьмись
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
Комарик:
Муха, муха, не дури,
Брось сигарку, не кури.
С семинара я лечу
И помочь тебе хочу.
Лучше, муха, попляши,
Почитай да попиши,
Свежим воздухом дыши,
Сигарету затуши.
Будешь, муха, хороша
Расцветет твоя душа.
И с тобою мы вдвоем
Без сигарки проживем,
Ты не бойся старичка,
Ты бойся табачка.
Это злая паутина
Состоит из никотина.
Вещества проходят в кровь,
Ты слабеешь вновь и вновь,
И сама ты пропадешь.
Автор:
Испугалась цокотуха
Затряслась злачоным брюхом:
Муха:
Помоги ты мне комар,
Я поставлю самовар.
Мы чайку с тобой попьем,
Очень дружно заживем.
Я теперь примерной стану
И курить я перестану.
Обещаю не тужить,
С сигаретой не дружить!
Автор:
И с тех пор они живут
И здоровье берегут!
Корреспондент: Я веду свой репортаж из зала суда, на скамье подсудимых – ТАБАК.
Ведущий1:Прошу судью, обвинителя и защитника занять свои места.
Встать, суд идёт. Садитесь. Уважаемые господа! Начинаем судебное заседание. Слово предоставляется Обвинителю.
Обвинитель: Сегодня на скамье подсудимых сидит табак, на совести которого огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Жертвами табака становятся не только люди преклонного возраста, но и дети, школьники. Не только здоровье, но часто и жизнь человека разрушается этим циничным врагом. Ни один из нас не застрахован от его происков.
Секретарь: Слово предоставляется Судье
Судья: С табаком мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Мальчики считают шиком, когда с независимым,
как им кажется, "взрослым" видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше кажется, что он похож на "крутого парня" без комплексов, которого ничего не волнует.
Судья: Вопрос по истории проблемы: откуда взялся табак и как он попал к нам. Историк, Вам слово!
Историк: История точно не знает, когда, в каком году табак впервые оказался в Беларуси, однако известно, что в России уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. В Европу табак попал из Америки. Постепенно курение стало "путешествовать" по Европе, дошло до России,
но активного распространения не получило до тех пор, пока царевич Пётр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить.
А потом он стал царём и начал, как известно, вводить в России "европейские" порядки, в том числе и пропаганду курения. Пример царя – закон
для подданных. При Петре I в России появились первые табачные фабрики:
в казну потекли доходы от торговли табаком. Курение распространялась
по всей стране. Тогда ещё не знал, насколько опасна эта привычка.
Судья: Спасибо. Вопрос по содержанию проблемы: насколько опасно курение табака? На этот вопрос ответит специально приглашенный свидетель. Слово предоставляется Врачу.
Врач: Чем дальше развивается наука, тем больше мы получаем сведений о вреде табака. В человеческом организме нет ни одного органа, ни одной системы, которые не испытывали бы воздействия табачного отравления
и не страдали бы от его последствий. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в лёгкие приводит к бронхитам, создаёт опасность пневмонии; повышается вероятность раковых заболеваний. Всё начинается с воспаления голосовых связок, которое становится хроническим: голос у курильщика хриплый, неприятный. Это трахеолангит,
как правило, он приводит к раку горла. Курение поражает сердечно-сосудистую систему: работа жизненно-важного органа – сердца – ухудшается. Начинаются перебои с давлением, то есть нарушается снабжение организма кровью
и кислородом. Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга: курильщик буквально "глупеет", с трудом воспринимает информацию, ничего не запоминает. Это создаёт определённые трудности при школьном обучении.
Судья: Спасибо за информацию. Из свидетельских показаний следует, что курение – не только причина многих болезней, но и сокращает жизнь человека. Вопрос по ходу разбирательства: почему же всё-таки люди тянутся
к сигарете? Что ж, предоставим слово уважаемому Защитнику.
Защитник: Спасибо. По долгу службы мне необходимо было подобрать аргументы в защиту подсудимого. Говоря откровенно, аргументов у меня мало. Тем не менее... Уважаемые господа! Я прошу Вас задуматься о том,
что курение табака делает жизнь человека приятнее. Сигарета успокаивает нервы, добавляет уверенности в себе, помогает вступить в контакт
с окружающими. Для слабого, безвольного подростка курение – порой единственная возможность выглядеть взрослым и самостоятельным, привлечь чьё-то внимание, завоевать авторитет среди сверстников.
Судья: Благодарю Вас. Суд удаляется на совещание.
(Судья, защитник и обвинитель обсуждают аргументы "за" и "против" курения).
ЗАЩИТНИК: аргументы "за" курение:
– курение успокаивает нервы;
– курение способствует похудению;
– курение дает возможность собраться с мыслями;
– курить – это модно и современно;
– курение – это интересное времяпрепровождение;
– курение – это приятные ощущения;
– курение повышает собственную значимость в глазах других;
– курение – это символ преуспевания в делах и жизни;
– курить – это "круто";
– курение позволяет скоротать время ожидания.
ОБВИНИТЕЛЬ: аргументы "против" курение:
– от табака становишься зависимым и несвободным;
– курение ухудшает показатели в спорте;
– курение ухудшает внимание и память;
– от курильщиков плохо пахнет;
– у курильщиков зубы становятся желтыми, образуется кариес;
– курение – причина онкологических заболеваний, рака легких;
– курение вызывает эмфизему легких;
– курение – причина сердечно-сосудистых заболеваний;
– курить – причина преждевременного старения кожи (образования морщин);
– курение вызывает синдром "болезни Брюгера", которая приводит
к ампутации ног.
Секретарь: Встать, суд идёт!
(Все выслушивают приговор стоя).
Судья: Суд, выслушав обвинителя, свидетеля и защитника, внимательно рассмотрел и обсудил все обстоятельства дела подсудимого – табака. Доставляя отдельным организмам несколько приятных минут, табак вредит здоровью
и жизни людей, а также наносит обществу огромный материальный
и моральный ущерб, что приравнивается к тяжкому преступлению, совершаемому при отягчающих обстоятельствах. Поэтому суд постановил: приговорить подсудимого – табак к исключительной мере наказания.
Врач: Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему,
что может принести тебе вред. Заканчивается наша передача. И надеюсь,
что вы сделали правильный выбор.
Жизнь коротка
И как её прожить:
Здоровье укреплять,
Иль быть рабом у табака?
Курить иль не курить?
Жить иль не жить?
Решать уж вам самим,
Ответ за вами.
Передача закончена.
Будьте здоровы!
разгарнуць » / « згарнуць